o_cwet21

Category:

Мусорная реформа: Засрать Родину задорого!

В России крайне устаревшая и примитивная система мусороудаления (сбор, вывоз, утилизация ТБО). В городах, поселках городского типа, как правило, граждане, организации выкладывают мусор в накопительные контейнеры. Специализированные компании грузят ТБО в мусоровозы и везут его на объекты для утилизации. Такими объектами являются полигоны для захоронения ТБО, санкционированные свалки, мусороперерабатывающие, мусоросжигающие заводы. Более 90% ТБО в России вывозят на полигоны и свалки. 

Во многих городах существуют станции перегрузки и сортировки мусора, то есть реализуется двухэтапный метод вывоза ТБО. Малые мусоровозы собирают ТБО по городу, на станциях мусор с уплотнением перегружается в мощные, большие транспортные средства, которые вывозят ТБО на утилизацию. Предварительно, перед перегрузкой мусор может быть подвергнут частичной сортировке. Двухэтапный метод вывоза ТБО позволяет снизить затраты на его транспортировку до мест захоронения, снижает дорожный трафик мусоровозов и время их обслуживания на объектах утилизации. 

В России отсутствует система раздельного сбора ТБО населением. Контейнеры для сбора некоторых видов бытовых отходов, которые можно иногда увидеть на площадках сбора ТБО, это собственность и инициатива организаций, предпринимателей, которые занимаются вторсырьем. 

Оплата вывоза и утилизации ТБО населения производится по нормативам потребления (из расчета площади жилья), а не по фактическому весу (объему) ТБО. Никаких стимулов для сортировки мусора у граждан нет. Организации, предприниматели, как правило, заключают прямые договоры на вывоз, утилизацию ТБО по факту. 

О «Мусорной реформе», посмотрела, что там правительственные чиновники написали, хочу поделится своим мнением, суждением.

Итак, что меняется в существующей системе:

1) В системе сбора ТБО населением ничего не меняется, сортировка мусора декларируется, условия, стимулирование граждан для раздельного сбора мусора отсутствуют. Агитация, лозунги наверняка будут. 

2) Предполагается, что какая-то сортировка ТБО будет проводится на мусороперегрузочных станциях. Поэтому там, где они есть, возможно, их надо модернизировать, а где нет – то создать. 

3) Основной «пунктик» реформы – мусороперерабатывающие заводы (сейчас в России их 243). Мусороперерабатывающие заводы будут из отдельных видов вторсырья, полученных из ТБО на мусороперегрузочных станциях, выпускать товарную продукцию и зарабатывать на этом деньги. 

4) Пока реформа предполагает сортировки по очень ограниченному перечню отходов. Мусор, который не подлежит переработке, будет уничтожаться на мусоросжигательных заводах, или захораниваться на полигонах. 

5) Для граждан, по- прежнему, размер стоимости услуги на вывоз и утилизацию ТБО будет определятся по нормативу, а не из фактического объема вывозимого мусора. Изменение в том, что если раньше, норматив устанавливался на один кв. метр площади помещения, то сейчас он устанавливается в расчете на одного человека. Граждане в социальных сетях жалуются на увеличение вновь устанавливаемого норматива (в пересчете на кв. метры). 

6) Реализация реформы предполагается за счет потребителей услуг по вывозу и утилизации ТБО. Поэтому в тариф включается, так называемая, инвестиционная составляющая, и апологетами реформы считается, что 25% на инвестиции в составе тарифа – это не много, и это нормально. 

7) Самая главная фишка в «мусорной» реформе – это то, что ее реализацией на местах будут заниматься региональные операторы (некоммерческие организации) под управлением федерального ведомства. Эта схема уже отработана на организации капитального ремонта многоквартирных домов. «Мусорный» оператор будет главным выгодополучателем от всей деятельности связанной с вывозом и переработкой, утилизацией ТБО, и собственником имущества, приобретенного за счет инвестиционной надбавки. 

Ожидаемые результаты «мусорной» реформы. 

Современная доктрина обращения с ТБО направлена на сокращение мусора, требующего утилизации за счет выделения из него отходов, которые идут в переработку. Главный упор делается на становление новой культуры населения по обращению с отходами, где стимулирующими факторами являются:

1) снижение платы граждан за вывоз и утилизацию ТБО за сортированный мусор. 

2)  создание и поддержка приема от населения вторичного сырья и отходов, требующих особого обращения (элементы питания, элементы с содержанием ртути, и т.д.). При этом граждане получают либо плату за сданное вторсырье, либо бонусы, позволяющие уменьшить плату за вывоз и утилизацию ТБО. 

Вот этого российская «мусорная» реформа не предусматривает. Обычная женщина, навряд ли будет мыть использованную упаковку, сушить, складывать особым образом, в общем, тратить на это свое личное время, моющие средства, портить руки и организовывать какую-то систему хранения по видам мусора в кухне, где каждый сантиметр, лично мне дорог поштучно. Счет на оплату, всё равно предъявят по нормативу, а весь гешефт уйдет в карман конкретных людей из «мусорных операторов». Вышеперечисленные факторы стимулирования граждан при нормативном определении платы за вывоз, утилизацию ТБО не работают, они работают там, где оплата предъявляется по факту.

Организация сбора, вывоза и утилизации ТБО всегда была функцией местного самоуправления. Территория муниципального образования имеет границы, и она не «резиновая». Расположение, площадь объектов утилизации отходов ТБО – головная боль муниципалитетов, поскольку все они влияют на экологию. Совпадение личных интересов граждан с общественным - это реальный ресурс для решения вселенской проблемы: уменьшения количество ТБО под утилизацию путем выделения из него отходов для вторичной переработки. 

Только у региональных «мусорных» операторов цель другая, они на муниципалитетах и населении не заморачиваются, это не их функция, границы муниципальных образований им без надобности.  Они пришли в этот бизнес деньги делать, а для этого им нужно много мусора, а как и где его утилизировать они определят сами. 

При оплате услуги по вывозу и утилизации ТБО по фактическому объему ничего придумывать не надо. Участники процесса это, с одной стороны, потребитель услуги – человек, домохозяйство, организации, которые оплачивают услугу по фактическому объему (количеству) вывезенного ТБО. У потребителя очень простой интерес, хочется платить меньше, а это значит ему имеет смысл сокращать количество ТБО под вывоз, и получать снижение платы за счет сортировки по видам отходов. 

С другой стороны, другие участники процесса мусороудаления имеют экономическую заинтересованность в увеличении количества ТБО на утилизацию и сортированных отходов для переработки. Они зарабатывают на объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, им чем больше - тем лучше, и естественно желание приписать.

Поэтому, перевозчик, который оказывает транспортные услуги, сортированные отходы на переработку, и ТБО на утилизацию сдает через «весы», по факту – сколько привез. На мусоросжигательный завод, полигон мусоровоз может заехать только одним путем – через взвешивание, и выехать – через процедуру взвешивания. Это место, где происходит совпадение интересов потребителя услуги, перевозчика и организации, которая принимает ТБО на утилизацию. Деваться некуда, идет контроль «рублем». Проще говоря, полигон получит на захоронение ровно столько ТБО, за вывоз которого, потребитель заплатил транспортной компании. 

В соответствии с «мусорной» реформой региональный оператор получает все функции по организации, управлению (в том числе финансовыми потоками) всего процесса мусороудаления. Транспортные компании, которые по виду деятельности являются рыночными субъектами, будут интегрированы в организации, занимающиеся утилизацией ТБО – полигоны, мусоросжигающие заводы, которые являются монополистами. Потребитель услуги мусороудаления, неважно будет он что-то сортировать при накоплении мусора или нет, в любом случае будет платить не за фактический объем вывезенных ТБО, а по нормативу. При этом общение потребителей с «мусорным» оператором будет строится так же, как с региональными фондами капитального ремонта МКД - «оплати присланный счет-квитанцию и живи спокойно». 

Граждане должны понимать, что «мусорный» оператор построен по принципу «черного ящика», в котором прячется золотое дно. Реального контроля за денежными потоками внутри «черного ящика» не бывает, доходы от бесплатного вторсырья будут ничтожны, фактические расходы на утилизацию ТБО - непомерно большими, а на рекультивацию полигонов денег, как обычно, будет катастрофически не хватать. Весь нормативный объем ТБО, полученный от потребителей за избавление от мусора, в этом же нормативном объеме будет переработан и утилизирован, даже если в этот день ТБО не вывозили. 

Поэтому не стоит ожидать каких-то изменений от заявленной реформы системы мусороудаления. Нормативы на вывоз, утилизацию ТБО повысить будет трудно, а вот тарифы расти будут непременно. Так что, лучшим девизом, слоганом проводимой реформы может стать «Засрать Родину задорого!», при этом в России (и в журнале Форбс) появится несколько новых российских миллиардеров, пожалуй, и всё. 

Выстраиваемая система мусороудаления в России во многом схожа с итальянской. В Италии существует мусорный налог, его размер для каждого домохозяйства рассчитывается по формуле, которая учитывает метраж площади жилья, его местоположение и количество проживающих в этом жилье людей. То есть, установлен нормативный размер платежа, который зачисляется в бюджет, исполнитель услуги выбирается муниципальной властью. В России платеж так же нормативный, так же не зависит от объема оказанных услуг, и будет зачислятся на счет некоммерческой организации, учрежденной государственной властью, такой псевдо_ налог. 

В середине нулевых Италия вползла в «мусорный» кризис, который закончился «мусорным» коллапсом. Хотя Италия и имела самую большую свалку в Европе, вывозить ТБО было некуда. Полигоны были переполнены, новые строить было негде, дошло до того, что на юге Италии пароходами вывозили и топили мусор в море. Мусор с улиц, от организаций, граждан регулярно не вывозился, в жарком средиземноморском климате все это воняло, полная антисанитария и эпидемиологическая угроза. В социальном плане нехорошо получалось, тем более, что наехали на мусорщиков, и не работают, а если работают – то плохо, даже зарплату им понижали. Но в результате, на уровне правительства были разработаны меры по совершенствованию системы мусороудаления. 

С 2016 года в Италии введена обязанность по сортировке ТБО, порядок для граждан устанавливается муниципалитетоми. На севере Италии, по крайней мере в Милане, сортировать люди мусор начали. Стимулируются граждане штрафами, потому как экономических стимулов нет. При годовой оплате за вывоз, утилизацию ТБО в 250 евро, размер штрафа за неправильно упаковал или не мытый, грязный мусор положил, или не в тот контейнер …, штраф может быть назначен от 25 до 500 евро. За этим следят полицейские, они натурально в мусорных баках роются, работа такая. 

Про Италию, заканчиваю, кстати южные территории мусор не сортируют. Там мусорным бизнесом занимается мафия, это выгоднее чем наркотики, и безопасно. Но России это не грозит, у нас за мусорной реформой вроде как будет Прокуратура приглядывать. 

В окончании статьи, хочу отметить ещё один момент. Крайне заинтриговал факт строительства полигона под ТБО из Москвы, Московской области в районе станции Шиес, Архангельской обл. От столицы до Шиеса очень далеко, тогда как гораздо ближе - полно вымирающих моногородов и поселков, заброшенных производственных территорий, карьеров и выработок после окончания добычи нерудных материалов, полезных ископаемых. 

Тут ведь и транспортные расходы будут меньше, рекультивация полигона – дешевле, районные чиновники в таких местах везде стоят одинаково. А вот политические, социальные издержки при строительстве полигона в Архангельской области просто несопоставимы. 

Лесные поселки - это особые местные сообщества. Всё что вокруг - территория жителей поселка, их общая земля, и для каждого есть своя. Там люди выживают, кормятся с леса: сбор дикоросов, охота и рыбалка. Отнять, уничтожить лесные угодья и предложить выживать, кормиться с «помойки» не получится. Для этого придется сравнять поселок с землей, сжечь погосты и уничтожить людей, потому что они этого не позволят и не простят. 

Так почему полигон строится на расстоянии в 1100 км от Москвы, такое же расстояние от Шиеса до Питера, и чуть меньше 800 км до Архангельска? Думаю, что именно со ст. Шиес Россия начнет экспортировать в Европу услуги по утилизации ТБО.

Европа достаточно плотно заселена, бытового мусора генерирует очень много, весь его не переработаешь и не сожжешь, как минимум, всегда будут «хвосты» на захоронение. Но полигоны особо строить негде, их рекультивация стоит дорого, и дело это не быстрое, тем более, что использовать земли после рекультивации, например, под застройку нельзя. 

Поэтому, в условиях международного разделения труда сложилась практика, когда захоронение ТБО производится в другом государстве. Например, в период «мусорного» кризиса в Италии какое-то время Германия принимала их мусор на утилизацию на мусоросжигательные заводы. Долгого сотрудничества не получилось, там по радиоактивности ТБО были несоответствия требованиям. 

В Европе на полигоны, санкционированные свалки обычно принимают ТБО небогатые страны, новые члены, или кандидаты на вступление в ЕС. Тот же итальянский мусор раньше принимался на захоронение в Польше. Это выгодный бизнес, и поскольку утилизация мусора входит в местные (муниципальные) функции, то межгосударственных соглашений не требуется, заключаются обычные договоры в формате частно-государственного партнерства. 

Но государства со временем «встают с колен», тот же Китай ещё 10 лет тому назад пароходами вывозил ТБО из Великобритании, а потом перестал. Экологическая безопасность – пунктик европейцев, в скандинавских странах, вообще, культ на уровне религии, а рядом лежит почти 1/6 часть суши дремучего государства, да и порты с пароходами в наличии имеются. В этом государстве заниматься утилизацией будут некоммерческие организации, которым глубоко плевать на муниципалитеты с их население, это не их полномочия. Причем деятельность этих «мусорных операторов» для населения и муниципалитетов является «черным ящиком». Просто идеальные условия для совместного бизнеса. 

Других предпочтений для создания полигона захоронения ТБО в Архангельской области не нахожу. Тут ведь ещё часть затрат на захоронение импортных ТБО возьмут на себя россияне, хотя бы в размере инвестиционной надбавки, так что дешевым это заделье не назовешь.  Поэтому и название статьи менять не стала.

Засрать Родину задорого! Как бы хотелось, чтобы не сбылось … 

В западной России много заповедных уголков. 

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.